Номер 6 (66), 2018 г.
№ 6 (66), 2018
Содержание
Contents




Специалисты обменялись опытом развития рынка ГМТ О прошедших 2-5 октября 2018 года в Санкт-Петербурге в рамках VIII Петербургского международного газового форума Международном техническом семинаре «Газомоторное топливо. Безопасная эксплуатация ТС», Российско-Корейском техническом семинаре «Газомоторное топливо» и Международной конференции газомоторных ассоциаций – 2018 (IGVAC–2018) «Меры поддержки рынка газомоторного топлива: государственные и региональные уровни». Соорганизатором мероприятий выступила Национальная газомоторная ассоциация.
 
Газомоторная стратегия Москвы О расширении рынка газомоторного топлива в Московском регионе.
 
Е.Н. Пронин

Газ в моторы: итоги автопробега
Об основных этапах очередного ежегодного пробега автомобилей, работающих на природном газе – «Газ в моторы», организованного Группой Газпром (координатор от России ООО «Газпром газомоторное топливо»), казахстанским нефтегазовым концерном «КазМунайГаз» (в лице «КазМунайТрансгаз») и китайской государственной корпорацией CNPC (КННК –Китайская национальная нефтегазовая компания в лице компании «Куньлунь энерджи»).
 
Выставка GasSuf 2018: рост числа посетителей на 6 % Итоги 16-й Международной выставки газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе GasSuf, которая прошла с 23 по 25 октября в Москве, в КВЦ «Сокольники».
 
СПГ рвется в море О прошедшей II конференции «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России», организованной медиа-группой «ПортНьюс».
 
Экономические предпосылки использования СПГ в качестве моторного топлива Аналитический материал, в котором представлены прогнозы развития мирового потребления сжиженного природного газа на морских судах и существующее положение в этой области. Материал является продолжением публикации в № 5 (65).
 
А.А. Лухтан, А.М. Митрохин,
И.В. Сидоров, Е.А. Чебаненко

Обзор лучших практик стимулирования развития рынка ГМТ в странах присутствия Gazprom EP International B.V.
Статья о деятельности, которую ведет Gazprom EP International B.V. на трех континентах в 17 странах мира. Основной профиль – это разведка и добыча углеводородов. Однако в последнее время компания активно развивается в области монетизации добываемых углеводородов и стремится выстраивать интегрированные цепочки газового бизнеса, в том числе, осваивая сегмент газомоторного топлива ГМТ. В качестве наиболее перспективного направления применения газомоторного топлива Gazprom EP International B.V. видит использование СПГ для магистрального, железнодорожного и водного транспорта, карьерной и сельскохозяйственной техники в странах присутствия, в частности, Боливии, Вьетнаме и Узбекистане.
 
Обзор зарубежных публикаций по ГМТ Информационная подборка, посвященная мировому газомоторному рынку.
 
А.Г. Ишков, Н.Б. Пыстина,
К.В. Романов, Р.В. Тетеревлев

Экологические аспекты использования природного газа в качестве моторного топлива на основе оценки полного жизненного цикла
В условиях поиска эффективных путей снижения влияния автотранспортных средств на окружающую среду и население сравнительное исследование жизненного цикла моторных топлив позволяет оценить главные факторы и потенциал улучшения экологической ситуации. В процессе исследования моторных топлив в полном жизненном цикле представлены экологические характеристики использования на автотранспорте моторных топлив нефтяного и газового происхождения. Показана экологическая эффективность газомоторного топлива с использованием сценария перевода 50 % автотранспортных средств на компримированный природный газ в федеральных округах и крупных городах России.
Проведен анализ расходования природных ресурсов, потерь сырья на различных стадиях цикла, а также анализ негативного воздействия на окружающую среду. Даны результаты оценки экологической эффективности моторных топлив по расчетам основных параметров, включающих следующие: удельные выбросы загрязняющих веществ; «углеродный след» и «токсический след».
Показано, что из известных в настоящее время эффективных путей снижения влияния газомоторного транспорта на экологическую ситуацию и повышения экологической безопасности автомобильного транспорта, работающего на различных видах топлива, реальное практическое значение имеет замещение моторных топлив природным газом. Исследования экологических показателей топлива направлены на развитие экологически безопасного транспорта, отвечающего высоким стандартам качества окружающей среды.
Ключевые слова: жизненный цикл моторных топлив, автотранспортный комплекс, «углеродный след» и «токсический след» моторных топлив, экологическая эффективность, экологические преимущества природного газа
 
Alexander Ishkov,
Natalia Pystina,
Konstantin Romanov,
Roman Teterevlev

Environmental aspects of using natural gas as a motor fuel based on full life cycle assessment
In the search for effective ways to reduce the impact of motor vehicles on the environment and the population, a comparative study of the life cycle of motor fuels makes it possible to assess the main factors and the potential for improving the environmental situation. In the process of research of motor fuels in the full life cycle, the environmental characteristics of the use of motor fuels of oil and gas origin in motor vehicles are presented. The ecological efficiency of gas engine fuel is shown using the scenario of converting 50% of vehicles to compressed natural gas in federal districts and large cities of Russia.
The analysis of the use of natural resources, the loss of raw materials at various stages of the cycle, as well as the analysis of the negative impact on the environment is conducted. The results of the assessment of the environmental efficiency of motor fuels according to the calculations of the main parameters, including the following: specific emissions of pollutants; “Carbon footprint” and “toxic footprint” are presented.
It is shown that of the currently known effective ways of reducing the influence of gas-engine transport on the ecological situation and improving the environmental safety of motor vehicles operating on various types of fuel, the real practical importance is the replacement of motor fuels with natural gas. Research on environmental performance of fuel is aimed at developing environmentally safe transport that meets high standards of environmental quality.
Keywords: motor fuel life cycle, motor transportation complex, carbon footprint and toxic footprint of motor fuels, environmental efficiency, environmental benefits of natural gas
 
Н.Н. Патрахальцев,
П.П. Ощепков, И.С. Мельник

Применение легковоспламеняющейся жидкости для повышения эффективности холодного пуска дизеля
Применение легковоспламеняющейся жидкости как добавки к дизельному топливу в процессе холодного пуска, то есть по принципу внутреннего смесеобразования, обеспечивает повышение надежности пуска холодного дизеля при низких температурах окружающего воздуха без предварительного прогрева. В сочетании с методом регулирования дизеля отключением части цилиндров достигается повышение устойчивости пуска и выхода двигателя на заданный режим.
Ключевые слова: дизель, пуск дизеля, холодный пуск, устойчивость пуска, альтернативное топливо, легковоспламеняющаяся жидкость, отключение цилиндров
 
Nikolay Patrakhaltsev,
Petr Oshepkov,
Ivan Melnik

Application of light imflammable liqud for efficiency upgrading of diesel cold starting
Efficiency upgrading and stability of diesel cold starting and accelerating is attained by addition of light inflammable liquid into diesel fuel during the engine starting and by disconnection of some cylinders.
Keywords: diesel, starting of diesel, cold starting, steady starting, alternative fuels, light inflammable liquids, disconnection of cylinders
 
В.А. Лиханов, О.П. Лопатин

Повышение экологической безопасности дизельных двигателей путем использования топлив на основе метилового спирта
Обоснована необходимость использования экологичного биотоплива для автотранспортных средств. Проанализированы возможности и пути использования ими биотоплива на основе метанола и метилового эфира рапсового масла (МЭРМ). Представлены физико-химические свойства указанных видов биотоплива. В целях разработки, определения и оптимизации состава экологичных видов биотоплива для дизелей проведены их испытания при работе на метаноло-топливной эмульсии (МТЭ) и метаноле с МЭРМ. Проведены экспериментальные исследования дизелей на указанных видах биотоплива и обосновано перспективное решение улучшения их экологических показателей. При работе дизеля на МТЭ происходит снижение содержания в отработавших газах (ОГ) – оксидов азота (NOx) на 41,3 %, сажи на 85,5 %, диоксида углерода (CO2) на 6,7 %, оксида углерода (CO) на 45,0 %; при работе на метаноле и МЭРМ – NOx на 47, 4%, сажи на 90,4 %, СО на 44,8 %.
Ключевые слова: биотопливо, метанол, эмульсия, рапсовое масло, дизель
 
Vitaly Likhanov,
Oleg Lopatin

Improving the environmental safety of diesel engines using fuels based on methyl alcohol
The necessity of the use of sustainable biofuels for motor vehicles is explained. The possibilities and ways of using biofuels on the basis of methanol and methyl ether of rapeseed oil (MERО) are analyzed. The physical and chemical properties of these biofuels are presented. The tests were carried out when working on methanol–fuel emulsion (MFE) and methanol with MERO in order to develop, determine and optimize the composition of environmentally friendly biofuels for diesel engines. Experimental studies of diesels on these types of biofuels were carried out and a promising solution for improving their environmental performance was justified. When the diesel engine is running on the MFE, the content in the exhaust gases is decreased (EG) – nitrogen oxides (NOx) by 41,3%, soot (C) by 85,5%, carbon dioxide (CO2) by 6,7%, carbon oxide (CO) by 45,0%; when working on methanol and MERO – NOx by 47,4%, soot by 90,4%, СО by 44,8%.
Keywords: biofuel, methanol, emulsion, rapeseed oil, diesel
 
В.А. Шишков

Устойчивость течения при газификации жидких сред
Цель исследования: повышение эффективности работы и устойчивости течения теплоносителя в парогенерирующем канале в энергетических машинах и установках. Разработаны конструкции теплообменных аппаратов и систем для газификации жидких сред, в том числе и криогенных, имеющие высокие показатели по устойчивой работе в широком диапазоне режимных параметров. За счет оптимального соотношения площадей проходных сечений парогенерирующих каналов, входных и выходных шайб, а также теплопередающих поверхностей повышена устойчивость течения в парогенерирующих каналах, кроме этого, снижена вероятность образования стержневого течения в каналах. За счет оптимизации площади теплопередачи парогенерирующих каналов различной протяженности уменьшена их длина, а значит и линейные габариты всего теплообменника, а также повышена эффективность теплопередачи. За счет подвода охлаждающей среды и при отключении подачи рабочего продукта в парогенерирующие каналы повышена надежность конструкции теплообменника-парогенератора на всех режимах работы энергетической установки.
Ключевые слова: парогенерирующий канал, теплообменник, гидравлическое сопротивление, устойчивость течения
 
Vladimir Shishkov

Stability of current at evaporation of liquid environments
The purpose of work is to increase the efficiency and stability of the coolant flow in the steam generating channel in energy machines and installations. Designs of heat exchangers and systems for gasification of liquid media, including cryogenic ones, with high rates of stable operation in a wide range of operating parameters have been developed. Due to the optimal ratio of the areas of passage sections of the steam generating channels, inlet and outlet washers, as well as heat transfer surfaces, the stability of the flow in the steam generating channels is increased, and the probability of formation of a rod flow in the channels is also reduced. By optimizing the heat transfer area of the steam generating channels of different lengths, their length, and hence the linear dimensions of the entire heat exchanger, as well as the heat transfer efficiency, are reduced. Due to the supply of the cooling medium and when the supply of the working product is turned off into the steam generating channels, the reliability of the design of the heat exchanger–steam generator is improved in all operating modes of the power plant.
Keywords: steam generating channel, heat exchanger, hydraulic resistance, flow stability